Небо становится ближе...

Рубрика: Сталкер

Мы очень надеемся на то, что рубрика "СТАЛКЕР" действительно станет для увлеченных искателей приключений и неисправимых романтиков проводником в мир неведомого и загадочного, мир непоколебимого человеческого духа, не знающего запретов и преград.

ТИБЕТ. Кто из нас не слышал о самой высокогорной стране мира? Кто не мечтал увидеть заснеженные пики Гималаев, послушать молитвы буддистских монахов и почувствовать себя самым счастливым и свободным человеком? Не избежал этого и наш друг Сергей Катков – путешественник, искатель, профессиональный геолог. Сегодня – он будет для вас "СТАЛКЕРОМ" и поделится впечатлениями, полученными в незабываемой Тибетской экспедиции.

***

Исполнить заветную мечту мне помогли друзья из команды RATT (Russian Adventure & Travel Team). Мы хотели не только посмотреть неизвестную для нас страну, но и окунуться в иной мир, побывать в заброшенных уголках планеты, взойти на один из гималайских семитысячников и совершить первопрохождение реки высшей категории сложности – Сатледж – одной из Великих Азиатских рек. Это было в планах, но все получилось намного интереснее…

Наша команда выбрала наземный путь в Тибет и через Казахстан добралась до северной провинции Китая – Синдзянь-Уйгуристан. Пересекаем границу Казахстана без очереди – «русские альпинисты». На трассе КПП с военными, проверка паспортов. Солдатики тычут в паспорта девчонок и показывают жестами: - «Круто!». Вдоль трассы на тротуаре разложены километры кукурузы и семечек. Здесь их сушат и фасуют по здоровенным мешкам. Семечки метут метлой! Уйгуры принимают нас дружелюбно, узнав, что мы из России, но местных шокируют наши девушки в коротких шортах. Оказывается, по местным законам – это признак неуважения к старшим...

Погуляли по базару… Особенно впечатлили лавки с «китайской медициной» – огромные вязанки сушеных змей, ящериц, ежей, банки с живыми скорпионами, чьи-то рога, черепа и сушеные головы коз, баранов и даже яков! Здесь же какие-то корешки, плоды, кора и просто сухие травки. Это всё можно рассматривать трогать и пробовать…

Мы всё ближе к цели – планируем въехать на территорию Тибета ночью. На выезде из города есть блокпост – проверяют разрешения на посещения Тибета. У нас "пермитов" нет, приходится пересекать границу нелегально – ночью…

Вот мы и в Тибете!!! Но расслабляться рано – на трассе ищут беглого преступника. Помогают полиция и армия. На дороге дополнительные проверки, но нас не проверяют – европейцы, к нам особое уважение. Но нам не до красивых пейзажей… Всю ночь спали очень плохо – долбит горная болезнь.

По высокогорному серпантину пересекли перевал 5130 метров – это почти седловина Эльбруса! Утром на короткой стоянке среди жёлтой пустыни Тибетского плато видим лужи – на них больше сантиметра льда. Чувствуется холод… Едем по удивительно красивой желтой пустыне с салатовыми пятнами редкой травы. Из светло-коричневого песка по обеим сторонам дороги возвышаются красно-багровые горы, которые надстраиваются белыми мраморными скалами. Встречаем первых тибетцев – очень тёмная кожа, женщины в ярких одеждах с множеством бубенчиков, амулетиков и прочих фенечек. Для мужчин "индейского облика" характерна коса смоляных волос с вплетённой ярко-красной лентой. По улицам бегает чумазая ребятня в грязных одеждах – они выглядят весьма счастливо и "блага европейской цивилизации" их не прельщают.

До глубокой ночи пытаемся найти транспорт для заброски к горе Гурла-Мондхата – цели нашего восхождения. Стучимся во все дома, где припаркованы автобусы и языком жестов пытаемся объяснить, куда нам надо. Идёт постоянный азиатский торг – обычно сбиваем цену в 5-10 раз. Один водитель согласился, пока не увидел гору наших рюкзаков с катамаранами, веревками, железом и едой. Пришлось доплачивать за перегруз. Едем по плохенькой грунтовке целые сутки. Вдоль дороги видим столбы с молитвенными флагами, горки священных камней и белые шарфы, символизирующие уважение и смирение. Часть времени проводим на крыше нашего автобуса. Видим стада тибетских газелей – грациозных животных с чуть изогнутыми рожками, диких азиатских лошадок, неспешно пасущихся яков и многочисленных птиц. Слева возвышается величественная гора Кайлас – Дом Богов, святыня всех буддистов мира. Её ледовая вершина отсвечивает розовым цветом в заходящих лучах солнца. Глядя на лиловые облака в голубом небе, веришь в строки Бориса Гребенщикова: "Небо становится ближе с каждым днём"…

Более двух недель мы добирались от Москвы к подножью горы Гурла-Мондхата, расположенной на границе Тибета и Непала. Но, как оказалось, наши настоящие приключения ещё только начинались…

Восхождение. Гора Гурла-Мондхата (Ньяманани) – 7728 метров. Погода портится. Два дня снега и пурги. Раз в 4 часа откапываем палатки. По леднику зашли на 6200, далее по "стремной сыпухе" на 6400. Вышли на острый, как бритва, гребень. Страшенный ветер, пытается сбросить. По леднику занесли лагерь на 6600 – довольно много трещин, но "мосты" держат. Отсюда потрясающий вид на Манасаровар и Ракшас. Особенно красивы озера, с их островами и заливами. Погода хорошая, но ветер и очень холодно. ШТУРМ начался! Поставили лагерь на 6900. Не спим всю ночь. Порой проваливаюсь в забытье. Из-за высоты задыхаюсь – не хватает кислорода. На высоте 7200 провели 2 ночи. Довольно ясная погода, видно вершину. Жутко холодно даже при слабом ветре. Пробуем дважды выйти на вершину – очень сильно замерзаем. Понимаем, что по такому холоду не поднимемся и на 100 метров. Долго отогреваемся в палатке. После двух ночевок всем хуже и хуже. Сильно чувствуется высотная усталость – все задолбаны, думаем только о спуске вниз. Понимаем, что после третьей ночевки сил на восхождение не будет. Их уже нет… Погода портится – облачность, сильный ветер. Взяв неподъёмные рюкзаки, идём вниз. Каждые 300 метров останавливаемся для "отдышки". Неимоверно тяжело идти. Сто раз поклялся больше в горы "не ходить"…

Сплав. Река Сатледж. Первый день. На солнце вполне можно влезть в мокрый (но уже не заледенелый!) гидрокостюм и кроссовки. После слабеньких шивер и первых перекатов – потрясающий каньон. Горы все ближе прижимаются к нам. Плывём по каньону не менее 80 метров высотой и средней шириной 6-8 метров! Там, куда не достаёт солнце, висят сосульки – дневная температура в тени ниже нуля. Катамаран проходит в каньоне еле-еле. Порой стены над головой почти сходятся – плывём, как в метро.

Долина расширилась, воды стало больше. Довольно много перекатов – река несёт хорошо… Будда жил! Будда жив! Будда будет жить! – вышли в другую климатическую зону – здесь растёт облепиха! Все берега – в зарослях облепихи. Едим её сырой, добавляем в творог, сыплем в чай – вкуснятина! Еды настолько мало, что, увидев любую живность, думаем, как бы её изловить и съесть…

На левом берегу Сатледжа, на скальном зубе, показался монастырь Цапаранг – центр королевства Гугэ, основанного в X веке. Видны красные здания, «прилепленные» к горе. Думаю, с тех времен здесь мало что изменилось – те же глинобитные хижины, те же красные монастырские стены. Лишь иногда о связи времен напоминает параболическая тарелка на крыше такой хижины или джип рядом с горой ячьего помёта…

Много фотографируем. В лагере до самого вечера принимаем гостей – тибетцев из ближайшей деревни. Они приходят группами по 8-15 человек, с кучей детей. Все идут поглазеть на катамараны, спрашивают, вверх пойдём или вниз. Гости неграмотные – не могут написать даже свои имена. Зато они научили нас использовать как топливо сухой ячий помёт – его кладут вокруг пламени, и он греет, как уголь… Тут же происходит сеанс лечения аборигенов – один из наших, Шурик, с умным лицом смотрит на язык, щупает пульс, после чего выдаёт активированный уголь или аскорбинку. После этого начинается паломничество. Тибетские женщины приходят и показывают кто на глаза, кто на колени, кто на горло. Вскоре они так надоели нам, что не знаем, как бы отделаться от незваных гостей. В итоге сваливают сами. Ура!

Сегодня ровно 2 месяца, как мы в экспедиции. Проснувшись, с удивлением замечаем, что в палатке нет ни инея, ни конденсата – впервые за всё время. Ночью было совсем не холодно. По реке идут неплохие пороги – приходится маневрировать. В устье левого притока видим нереальную картину: в закатном солнце оазис с огромными деревьями, на которых желтеют, краснеют и даже зеленеют листья! Среди деревьев виднеются строения. Этот осенний пейзаж среднерусской равнины настолько поразил, что мы даже перестали грести…

Нас заметили издалека – человек бежал по берегу. Вдоль реки идёт дорога. Минут через 5 по ней промчался джип в сторону границы. Еще 10 минут спустя ставим лагерь на левом берегу – с дороги нас отлично видно, но здесь не спрячешься. Не успели переодеться, как снизу приехал тот самый джип с ещё двумя грузовиками. Из них вылезла куча людей, и стали требовать, чтобы мы переправились на другой берег. Ничего не достигнув, машины уехали, но оставили двух "шпионов-наблюдателей". Через 20 минут снова приехал джип с армейским грузовиком. Уже смеркалось, и на нас направили дальний свет. К костру неожиданно подъехали на лошадях несколько военных. У всех оружие наизготовку. Немного посмотрев на нас, оружие убирают. Похоже, вокруг нашего лагеря выставили посты – то здесь, то там загораются фонарики. Хорошо, что мы успели выкинуть пачку генштабовских карт-километровок, пока вояки перебирались через реку. Ещё через час привозят солдатика-переводчика, он немного говорит по-английски. Объясняет, что в следующей деревне – секретная военная база, и мы должны отправляться в деревню. Они нам всячески помогут... Косим под дураков, но они тоже упорные – остаются ночевать у нашего костра, предварительно посчитав людей по палаткам. Угощают нас яблоками и солёным горохом. Несколько дней мы жили в деревне "под домашним арестом". Потом полдня просидели в полицейском офисе. В итоге сторговались на штраф 200 долларов с человека. За эти деньги нам продлили визы на 15 дней, вернули все вещи и катамараны! Забрали только две фотоплёнки, да заставили сфотографироваться на визу… Можно двигаться дальше!

Интересно впечатление – я себя давно не чувствую здесь приезжим. Для меня нормально, что 20 каналов TV – все на китайском, что вся еда острая, что вокруг нет ни одного европейского лица, что здесь никто не понимает моего языка (и английского тоже). Я ощущаю себя местным – вот плюс долгих странствий…

Наше путешествие продлилось с 31 августа по 1 декабря. И в короткой заметке, конечно же, невозможно выразить всё то, что удалось увидеть и прочувствовать. Но я надеюсь, что дух и настроение этой экспедиции передать получилось… А ещё, несмотря на пережитые трудности и лишения, я, похоже, в полной мере осознал то, что Тибет пока не поразила самая страшная болезнь современности – бесконечная суета. Чего и всем желаю…

Удачи странствующим и путешествующим!

Сергей Катков
в статье использованы фотоматериалы RATT
(Russian Adventure & Travel Team)

Все права на материалы, находящиеся на сайте журнала о приключениях и увлечениях "Энциклопедия Поиска", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на enpoisk.ru обязательна.